Проверки МЧС при пандемии коронавируса
- Нормативная база организации контролирующей деятельности
- Общие правила организации работ, связанных с проверками
Нормативная база организации контролирующей деятельности
В работе, связанной с проверками государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:
- федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
- федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
- федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.
Общие правила организации работ, связанных с проверками
Согласно действующему порядку министерство выполняет два основных типа проверочных операций:
- плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденной схеме. Она должна быть согласована с Прокуратурой и опубликована на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного периода, предшествующего периоду проведения проверок;
- внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.
При проверках обоих типов контроль может проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию с проверками выполнения действующих норм.
Частота контроля при плановых проверках
Согласно действующим правилам плановые проверки, выполняемые инспекторами, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Законодательство выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:
- компании высокого риска - один раз в 3 года;
- значительного риска - раз в 4 года;
- среднего риска - раз в 7 лет;
- умеренного риска - раз в 10 лет;
- низкого риска – плановые проверки не выполняются.
Распространение коронавирусной инфекции внесло серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 8 сентября 2021 года N 1520. По большому счету, можно сказать, что план по проверкам МЧС на текущий год практически полностью отменен. Во всяком случае, запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:
- субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не владеют объектами производства, принадлежащими к категории высокого риска.
Итак, для МЧС по плановым проверкам остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года.
Внеплановые проверки
При наступлении каких-то серьезных обстоятельств, связанных с вопросами пожбезопасности, МЧС прибегает к внеплановой проверке. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут:
- факт причинения серьезного вреда здоровью или жизни граждан либо угрозы такого вреда;
- экстренная ситуация, имеющая техногенную или естественную природу;
- необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания о ликвидации нарушения, которое влечет угрозу причинения вреда здоровью или жизни граждан, в том числе по инициативе самого субъекта, которому было выдано такое предписание;
- поручение Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
6859